24 ОКТЯБРЯ 2025 ГОДА
15:00 «Парадоксы фантастического и реального»
Кто придумал чипсы Pringles и робот-пылесос? Как фантаст Хайнлайн выдал секреты атомной бомбы? Почему в современном Китае издание научной фантастики поддерживается государством?
Поговорим с Евгением Харитоновым о том, что изобрели и предсказали фантасты, какие слова вошли в нашу речь из фантастики и почему научная фантастика сегодня – это актуальное направление и в литературе, и в искусстве вообще.
Горбовский зал, 1 этаж.
15:00 «От дворцов до гигахрущевок. Литературные миры Тимура Суворкина»
Имперские стимпанк-детективы, космическая фантастика и вселенная Самосбора – вы узнаете о разнообразии фантастических миров, индивидуальном и коллективном творчестве, а также о том, как создаются книги, – от автора, из первых рук.
Читальный зал, 3 этаж.
15:00 «Поэтическая карта любви»
Современная поэзия: какая она и зачем ее читать?
Презентация поэтического сборника Татьяны Стояновой, авторское чтение стихов.
Зал краеведения, 1 этаж.
18:00 Паблик-ток с экспертами фестиваля
Эксперты ответят на вопросы, как работает современная литература и какие пути открыты молодому автору.
19.00 Книжный стендап
Комики из Москвы на примере известных книг раскроют секреты уличных знакомств, расскажут о том, как главному злодею спасти самого себя, какие истории пишет нейросеть и многое другое.
Горбовский зал, 1 этаж.
25 ОКТЯБРЯ 2025 ГОДА
11:00 «Пациент скорее жив, чем мертв: как жить в эпоху эволюции русского языка?»
Почему языковые изменения неизбежны? Зачем нам нужны заимствования и грамматические сдвиги? Как на язык влияет интернет?
Галина Сеничева развеивает популярные мифы о «порче» языка, снимает языковую тревожность и учит гибкой коммуникации.
Читальный зал, 3 этаж.
11:30 «Синопсис: от замысла к профессиональной презентации романа»
Вместе с Ларисой Петровичевой обсудим, что такое синопсис и какие требования к нему предъявляют издательства, разберем типичные ошибки и попробуем на практике структурировать нарратив.
Учебный класс № 208, 2 этаж.
12:30 «Подводные камни классической и современной литературы»
Как отличить плагиат от заимствования и отсылки? Может ли писатель быть абсолютным новатором и чем опасна «писательская насмотренность»? Как и почему ошибаются писатели и должен ли редактор быть «заклепочником»? А также самые громкие плагиаторские скандалы вокруг произведений Иэна Макьюэна, Джека Лондона, Владимира Набокова и современных российских авторов. Рассказывает Анна Бабина.
Зал краеведения, 1 этаж.
14:00 «О чем шутить: в поисках своего зрителя»
Определим особенности жанра комедии и ее виды, разберем основные инструменты комика и научимся применять их на практике.
Мастер-класс по книжному стендапу проведет Анжелика Зубова, куратор сообщества «Книжный стендап» в Москве.
Читальный зал, 3 этаж.
14:30 «Как продвигается современная русская проза»
Я написал книгу – что делать дальше?
Об актуальных программах и стратегиях продвижения прозы от бренд-менеджера «Редакции Елены Шубиной» Татьяны Стояновой.
Зал краеведения, 1 этаж.
15:30 «От текста к тиражу: путь молодого автора»
Какие литературные школы, резиденции и семинары полезны начинающему писателю? В каких конкурсах участвовать и как в них побеждать? Как работают издательства, какие жанры сегодня востребованы и сколько зарабатывают писатели?
Подробная инструкция от Тимура Суворкина для тех, кто только начинает литературный путь.
Учебный класс № 208, 2 этаж.
15:30 «Рассказ как форма: плюсы, минусы, подводные камни»
В чем особенность рассказа? Чем фабула отличается от сюжета? Как выстроить структуру хорошего рассказа и найти свой стиль?
Разбираем пять правил крепкой истории с Асей Шевченко.
Музей, 1 этаж.
17:00. Презентация пятого выпуска альманаха «Аристарх и Мардарий».
НАГРАЖДЕНИЕ победителей творческого конкурса фестиваля
Встреча с авторами и фотографами, чьи работы вошли в новый сборник, в том числе с победителями прошлогоднего «Сверчка». Объявление результатов конкурса по трём номинациям: проза, поэзия, краеведение. Среди призов – дипломы, мерч, публикация в следующем выпуске альманаха.
Горбовский зал, 1 этаж.
Длительность каждого мероприятия 60-90 минут.
В программе возможны изменения и дополнения.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.